Агенты в киберспорте

 

В традиционных видах спорта подвизается множество спортивных агентов, представляющих деловые интересы того или иного игрока. В киберспорте, как мы выясним далее, подобная практика не распространена, но некоторые «доверенные лица», которым профессиональные киберспортсмены поручили часть своих дел, всё же имеются. В связи с этим было бы весьма любопытно задаться множеством вопросов и выяснить, нужны ли киберспортсменам услуги профессиональных агентов и насколько это направление перспективно в индустрии киберспорта. Надо сказать, что проблеме этой, как это ни странно, не уделено должного внимания, что мы, собственно, и вознамерились исправить этой скромной статьёй.

 

Кто такой спортивный агент?

 

В шоу-бизнесе существуют продюсеры, которые занимаются финансовыми, организационными и юридическими вопросами деятельности того или иного артиста. Похожая профессия есть и в спорте, правда, «продюсеры» в нём называются совсем по-другому — спортивные агенты. Если говорить в целом, то это человек, который: а) берёт на себя все обязательства по трудоустройству спортсмена; б) занимается поиском наиболее выгодных контрактов со спонсорами; в) улаживает финансовые и юридические вопросы. Это позволяет спортсмену сосредоточиться на поддержании игровой формы и не отвлекаться на дела, которые напрямую не связаны со спортивной деятельностью.
 
Услуги спортивных агентов пользуются большим спросом в профессиональном футболе, но так было далеко не всегда. До определённого момента футболисты вели все дела самостоятельно, что, к слову, очень напоминает сегодняшнее положение дел в киберспорте. Вскоре футболисты поняли, что специальный агент, владеющий множеством полезных навыков, о которых мы ещё поговорим, может добиться заключения более выгодных сделок с клубами и помочь с решением ряда вопросов. Так появились профессиональные агенты и лицензированные организации, существование которых принимается в настоящее время как данность.
 
Само по себе ремесло спортивного агента требует, чтобы человек владел множеством самых разных навыков и умений. Среди них мы могли бы назвать хорошее знание экономики (финансы, налоги, инвестиции и оценка риска) и юридических тонкостей в спортивном праве. Более того, в образовательных программах этой профессии присутствуют такие предметы, как, например, основы маркетинга, основы страхования в спорте, управление трансферной системой, правовое регулирование и анализ спортивных СМИ. Разумеется, не менее важны для спортивного агента коммуникабельность, умение вести переговоры и владение навыками тайм-менеджмента. Кроме того, приветствуется знание нескольких языков, как, впрочем, и во многих других профессиях.
 

Агент заинтересован в максимально прибыльной сделке, поскольку с неё он получит процент

 
Итак, спортивный агент — это специалист, представляющий деловые интересы спортсмена. Как правило, он занимается урегулированием целого спектра самых разных вопросов — от юридической помощи до переговоров о трудоустройстве. Для спортсмена это очень важно, поскольку, во-первых, его карьерой занимается профессионал и, во-вторых, это позволяет ему сосредоточиться исключительно на игре и поддержании игровой формы. Вопрос лишь в том, нужны ли услуги специальных агентов киберспортсменам.
 

Доверенное лицо как эмбрион киберспортивного агента

 

В рамках этой статьи под «доверенным лицом» мы понимаем человека, который не владеет какими-либо профессиональными навыками, подобно спортивному агенту, но, несмотря на это, всё равно представляет деловые интересы того или иного киберспортсмена. Иными словами, это попросту агент-дилетант. Его же, кстати, можно назвать и личными менеджером, и просто помощником. Как бы ни называли этого человека, надо сказать, что доверенное лицо в сфере киберспорта — явление далеко не новое. Подобная практика широко распространена в Южной Корее, где у многих StarCraft-игроков есть своего рода агенты. Яркий тому пример — старкрафтер Korea, Republic ofLim «BoxeR» Yo Hwan, который в своё время доверил дела своей жене Korea, Republic ofKim «Jessica» Ga Yeon.
 
По профессии она актриса, поэтому настоящим специалистом или агентом, владеющим перечисленными выше навыками, её не назовёшь. Причём, как правило, именно таким людям и доверяют урегулирование тех или иных вопросов в киберспорте. Это объясняет, почему от формулировки «киберспортивный агент» нам пришлось отказаться в пользу «доверенного лица». Другой пример — один из самых титулованных StarCraft-игроков Korea, Republic ofChoi «Polt» Seong Hun. В одном из интервью он сказал, что всей работой со спонсорами занимается его личный менеджер. «Всё, что касается спонсорства, — сказал он, — это не моя часть работы. Этим занимается мой личный менеджер, который представляет спонсорам не организацию, в которой я играю, а исключительно меня».
 

Polt сосредоточен лишь на игре и тренировках — обо всём остальном позаботится агент

 
Таким образом, спортивные агенты в той или иной форме уже существуют в киберспорте. Получается, что мы отходим от вопроса, обозначенного в самом начале статьи, и переходим к вопросу об их широком распространении и, что немаловажно, профессионализме. С этим, стоит признать, имеются некоторые трудности. Во-первых, несмотря на всю привлекательность услуг агентов, далеко не многие киберспортсмены ими пользуются. Причин тому может быть бесконечное множество — начиная с неосведомлённости и непонимания преимуществ, которые даёт наличие агента, и заканчивая нежеланием делиться с кем-то гонораром. Возможен и такой вариант, что киберспортсмена устраивает назначенное им доверенное лицо.
 
Во-вторых, даже если игрок наймёт специального агента, скорее всего, этот человек будет компетентен в рамках своего ремесла, но не будет осведомлён о специфике киберспортивного рынка. Впрочем, все эти трудности вполне преодолимы. Видно, что в киберспорте уже созданы и сформированы все условия для появления в будущем профессиональных агентов. Подъём по лестнице всегда начинается с первых ступеней, и глупо думать, что разного рода новшества появятся в киберспорте ниоткуда и моментально. Всё имеет свою динамику развития и, то, что мы имеем сейчас, может оказаться первой ступенью на пути к широкому распространению профессиональных агентов в киберспортивной индустрии.
 

Мини-Голливуд в киберспортивной индустрии

 

Если в случае с игроками мы проводили параллели с традиционными видами спорта, то киберспортивных шоуменов (например, комментаторов) было бы уместно сравнить с деятелями какой-либо из индустрии развлечений, например голливудского кинобизнеса. Кстати говоря, это одна из тех индустрий, где услуги персональных агентов пользуются настолько большим спросом, что появилось огромное количество частных компаний, предоставляющих звёздам профессиональных агентов. Не будет преувеличением сказать, что без агентов, которые, например, знают определённый закон либо право в целом, не обходится даже самая незначительная сделка. В личных агентах нуждаются как начинающие актёры, так и состоявшиеся звёзды.
 
Начинающим актёрам агенты помогают обрести известность, добившись подписания перспективного контракта с той или иной студией, а реализовавшимся звёздам помогают поддерживать положительный имидж и расширять аудиторию фанатов. Кстати, то же самое мы могли бы сказать про режиссёров или сценаристов. Популярность услуг агентов выросла до такой степени, что некоторым агентам приходится обзаводиться собственными агентами (их ещё называют ассистентами агентов). Впрочем, в этом нет ничего удивительного, ведь от подобного симбиоза выигрывают все. Правда, влияние голливудских агентов на кинобизнес столь велико, что их нередко именуют серыми кардиналами.
 
Возможно, в киберспорте рассматриваемое нами явление никогда не обретёт таких масштабов. Однако всё указывает на то, что у киберспортивных шоуменов рано или поздно появится свой «небольшой Голливуд» со своими серыми кардиналами. Высокая конкуренция и рост зарплат шоуменов или комментаторов создают благоприятные условия для появления личных агентов в киберспорте. Например, комментатор Пол «ReDeYe» Челонер в одной из своих статей, посвящённой поиску рабочего места киберспортивным комментатором, рекомендует воспользоваться услугами агентов.
 
«Вы можете нанять специального человека, — пишет Пол Челонер, — который будет решать все финансовые вопросы за вас. В наши дни в мире киберспорта есть множество агентов, которые позаботятся о ваших финансах и помогут попасть на потенциальные шоу или мероприятия. Эти люди могут работать за определённый процент от вашего гонорара. Все агенты предлагают разный уровень услуг, от простых переговоров о гонораре до полной организации ваших дел, начиная с перелёта и бронирования отелей и заканчивая советами касательно налогов».
 
Пол Челонер советует каждому комментатору нанять личного агента, который окажет всестороннюю помощь
 
Обратим здесь внимание на два важных момента. Во-первых, аналогия с Голливудом наглядно иллюстрирует, насколько может быть полезно и продуктивно наличие личного агента, как для начинающего киберспортивного шоумена, так и для уже реализовавшегося. Как мы убедились со слов Пола Челонера, новичок может найти работу, благодаря агенту, а комментатор, который уже имеет место работы, может значительно облегчить себе жизнь, поручив часть своих забот отдельному специалисту. Во-вторых, следует принять во внимание, что положительный имидж имеет большое значение не только в карьере профессионального киберспортсмена, но и шоумена. У комментатора с положительной репутацией и хорошим имиджем значительно больше шансов на трудоустройство, нежели у его коллеги, который не уделил этому должного внимания. Это означает, что, возможно, в киберспорте появятся отдельные агенты, знающие толк в работе со СМИ и маркетинге. Быть может, они когда-нибудь станут неотъемлемым атрибутом «мини-Голливуда» киберспортивной индустрии.
 

Кадровый вакуум

 

Существует достаточно серьезная проблема, о которой мы вскользь упоминали выше. Дело в том, что профессиональный агент должен знать специфику киберспортивного рынка и хорошо понимать эту индустрию «изнутри». Однако найти такого специалиста — задача не из лёгких. Киберспортивный директор организации UkraineNatus Vincere BelarusЕвгений «Ugin» Ерофеев в одном из интервью подробно рассказал о существующей проблеме. «Недостаток всей индустрии киберспорта, — говорит Евгений, — заключается в нехватке компетентных кадров.
 
Мы постоянно сталкиваемся со следующей ситуацией: либо человек очень хороший менеджер, но не смыслит вообще ничего в киберспорте, либо же он хорошо понимает киберспорт «изнутри», однако менеджер из него никакой. Человека, который знает индустрию киберспорта и представляет собой высокопрофессионального менеджера, найти очень тяжело, поэтому мы (организация UkraineNatus Vincere. — Примеч. ред.) выращиваем кадры самостоятельно». Несмотря на то, что Евгений говорит о менеджерах, работающих на организацию, его слова справедливы в отношении общей проблемы индустрии киберспорта. Причём в случае с личными агентами выращивать кадры, как это делают организации и клубы, не получится. Стало быть, проблема «кадрового вакуума» или, иначе говоря, компетентных и хорошо понимающих киберспортивный рынок специалистов будет существовать ещё долгое время.
 

Резюме

 

Частично проблема сводится к вопросу о пути развития киберспорта. На этот счёт существует две точки зрения: одни говорят, что у киберспорта свой особый путь, а другие уверены, что он идёт по следам традиционного спорта. Если правы последние, то массовое использование услуг профессиональных агентов в киберспортивной индустрии — вопрос времени. Вместе с тем, даже если киберспорт представляет собой явление, которое движется по индивидуальному пути развития, ничто не мешает ему перенять всё лучшее, что есть в спорте традиционном или в каких-то иных сферах человеческой деятельности. Правда, специфику киберспортивного рынка придётся учитывать в любом случае.
 
Важно также отметить, что в киберспорте наблюдается тенденция к усложнению связей. Из простой субкультуры киберспортивное движение превратилось в огромную индустрию с серьёзными деньгами. Появились контракты со спонсорами, рекламодателями и организациями. Всё чаще участникам киберспортивных отношений приходится решать финансовые и юридические вопросы. По-видимому, подобная тенденция сохранится и в будущем. Это означает, что рано или поздно настанет момент, когда личный агент сможет значительно упростить жизнь игрокам, взяв на себя часть работы, которая позволит киберспортсменам сфокусироваться исключительно на игре и тренировках. Вопрос же, станут ли пользоваться массовым спросом услуги профессиональных агентов в киберспорте, или нет, будет в первую очередь зависеть от условий существования киберспортсменов. Собственно, эти условия и сформируют их потребности, одной из которых может стать нужда в профессиональном агенте.
 
Немаловажно также вспомнить, что киберспортсмены, какими бы талантливыми игроками они ни были, редко отличаются хорошим пониманием карьерных аспектов, выходящих за рамки игровой деятельности. Порой грамотное ведение своих страниц в социальных сетях даётся им с большим трудом, не говоря уже о том, чтобы создать положительный имидж, правильно себя преподнести и превратить своё имя в бренд. Частые интервью с профессиональными киберспортсменами, где они дают слишком лаконичные ответы на задаваемые им вопросы, наглядно иллюстрируют, сколь индифферентно их отношение к таким важным составляющим карьеры, как имидж, репутация и работа с аудиторией. Так называемому self-брендингу уделено слишком скромное внимание в киберспорте, и это, надо признать, большое упущение. Собственно, всё это добавляет веса идее о том, что киберспортсмены нуждаются в определённом окружении, состоящем из профессиональных маркетологов, агентов, юристов и т. д.
АвторEric Tstli Дата11 Октябрь 2015, 10:52 Просмотров2982 Комментарии1
Комментарии (1)
SeiNNezy
Gold 109 Respect 36
#1 fi SeiNNezy 11 Октябрь 2015, 19:47
Предоставляю услуги киберспортивного агента :D
0
Только авторизованые пользователи могут оставлять комментарии. Логин