Блог b2ru: Киберспортивная этика

 

Э́тика (греч. ἠθικόν, от др.-греч. ἦθος — этос, нрав, обычай) — философская дисциплина, предметом исследования которой являются мораль и нравственность. Первоначально смыслом слова «этос» было совместное жилище и правила, порождённые совместным общежитием, нормы, сплачивающие общество, преодоление индивидуализма и агрессивности. По мере развития общества к этому смыслу добавляется изучение совести, добра и зла, сочувствия, дружбы, смысла жизни, самопожертвования и т. д. Выработанные этикой понятия — милосердие, справедливость, дружба, солидарность и др. — направляют моральное развитие социальных институтов и отношений. («Википедия»)

 

Главные тренды осени 2015 года: снимать фильмы и писать блоги. «Пальмовая ветвь» без пяти минут у меня в кармане, а вот Пулитцеровская премия сама себя не вручит, тут нужно поработать (как же я шучу!). На самом деле, недавние перепалки в Twitter по поводу «Новой эры UkraineNa`Vi» послужили поводом для написания своего первого блога. Не скажу, что только в тот момент, я задумалась об этической и культурной составляющей нашего сообщества, но можно считать это событие отправной точкой. Говорить и рассуждать я буду о киберспортивной этике, а если быть конкретнее, то об её отсутствии. С вашего позволения, я хотела бы зайти издалека.

 

Компьютерными играми я увлекаюсь с самого детства. Страшно подумать, но этому хобби уже стукнуло двадцать лет. Прямо юбилей какой-то! Так вот, в какой-то момент, я мало чем отличалась от тысяч других «ноулайферов», плотно «подсевших» на Доту. В то время у меня был один любимый способ проводить время — дома за компьютером. Потихоньку я всё-таки эволюционировала из «пабликовой» амёбы в игрока «профессиональной» женской команды, и тут началась жара. Конечно, зарплату мы за это не получали, но наша команда отличалась поистине ответственным подходом к тренировкам и играм. На тот момент мы точно знали, чего хотим, и потели, как могли. Особый привет Russian FederationКоzaDereza! И могу сказать: результат был налицо. Мы выигрывали практически все онлайн-турниры. Впрочем, с ланами как-то не сложилось, но не суть.  Как и всё быстротечное в этом мире, эта пора длилась недолго, если быть точной, без двух месяцев год. Наши пути разошлись, я ушла в реальную жизнь. После некоторых блужданий и исканий себя так получилось, что я «закамбэчила», но уже в качестве репортёра. Последние несколько месяцев я работаю в организации UkraineNatus Vincere. И с этого момента Дота перестала для меня быть просто увлечением, но стала работой, в прямом смысле этого слова.

 

Тот опыт, который я успела приобрести за год работы в киберспорте, оказался для меня двойственным. С одной стороны, Дота-сообщество интересное и разнообразное, здесь вообще сложно соскучиться с такими-то персонажами! Но, с другой стороны, меня поражает, сколько агрессии и насмешек оно порой демонстрирует. Это относится как к коммьюнити в целом, так и к непосредственным участникам киберспортивной деятельности. Критикуют друг друга все: игроки, новостные порталы, организации, студии, отдельные личности и т. д. Троллинг стал мейнстримом нашего сообщества.

 

Почему так складывается? Вот ответ на вопрос, как вижу это я. На протяжении всей истории существования человечества самым простым способом вызвать эмоциональный подъём у большинства было дать порцию агрессии, скандалов, сплетен и т. п. Причём не имеет значения, кому она адресована. Даже если ты не участник полемики, постоять посмотреть на заварушку в сторонке тоже в кайф. Примером служат популярные в прошлом римские представления и публичные казни. Сейчас это может быть жёлтая пресса или топики, где кого-то захейтили. Проще говоря, народ охотнее всего слушает плохие новости, грязные сплетни и смакует рассказы о неудачах. Такова натура человечества, и это факт.

 

Примерно то же самое происходит и в нашем Дота-сообществе: любое отрицательное высказывание в сторону другого объекта вызывает цепную заразительную реакцию. И некоторые этим пользуются, и «собирают классы». Может, даже делают это непреднамеренно, копаться в этом не имеет смысла. Но тот факт, что аудитория гораздо охотнее подхватывает это, сложно отрицать. Получается своего рода игра на негативе. Хочет ли этого коммьюнити? Разумеется, да. Иначе подобный посыл воспринимался бы с еще большим негативом. 

                                                                                                                                                                                         «Спрос рождает предложение» (Д. Кейнс)

                                                                                                                                                                       

Если говорить об СНГ-сообществе, то, как вы знаете, оно значительно уступает в культуре общения любому другому сообществу. Чего стоят только игры на русских серверах. Очень классная Дота, адекватные тиммейты и командная работа… (сарказм). Очень сложно «коммуницировать» с людьми, которые никого не уважают, кроме себя. Приходится ставить в фильтре подбора игр корейский и китайский язык, только чтобы не очутиться в команде с четырьмя соотечественниками. И знаете, я не первая, кто это говорит. Спросите фактически у любого деятеля киберспорта о том, что он думает об СНГ-коммьюнити, — я вас уверяю, 99 % выразятся не столь корректно. И, по правде говоря, это печально.

 

 

Теперь пробежимся по другой ситуации: вспомните, сколько раз игроков мешали с грязью во время трансляций? И всё всегда сходило с рук. Публика даже приветствовала это. Получается, что большинству только это и нужно: посмеяться над кем-то? А сколько раз коммьюнити кого-нибудь «поносило» в Интернете, и как часто оно продолжает это делать сейчас? Вспомните случаи глупых склок между организациями. Конкретных примеров по всем случаям можно привести уйму! Только вот не хочется писать о плохом. И без этого хватает. Все эти все моменты и ситуации и составляют культуру общения нашего региона, и она пока что оставляет желать лучшего. Я немного знакома с англоязычным коммьюнити, могу сказать, что ситуация там похожа, но выглядит чуть радужнее. Я очень сильно сомневаюсь в том, что научить людей быть более открытыми по отношению друг к другу возможно. Но я знаю, что привить аудитории здоровую культуру общения вполне реально. И знаю, с чего начать.

 

Мне вспомнился матч на ESL One Cologne — PolandVirtus.pro против Swedenfnatic. После победной серии со стороны шведов ведущий пригласил на сцену Swedenolofmeister для интервью. Но оно всё никак не могло начаться, потому что фанаты PolandVirtus.pro, которые были в зале, кричали, свистели и всячески выражали свою агрессию и недовольство в сторону игрока. Ведущий не мог их успокоить. И только когда на сцену поднялся PolandTaZ и обратился к публике со словами: «Guys, please respect!» — аудитория выслушала его и поддержала. После этого интервью спокойно продолжили, и Swedenolofmeister получил одобрение у публики. Ссылка на видео.

 

Это хороший пример того, какую власть имеют над своими поклонниками лидеры мнений и как легко направить негативные эмоции в позитивное русло. Вот такие примеры «звёзды» киберспорта должны подавать большинству. Я пытаюсь вспомнить нечто подобное в Дота-сообществе, и на ум приходит только Ukraineprb с видеообращением: «Болейте за наших!». Ссылка на видео.

 

Знаете, есть древняя мудрость: побеждает тот волк, которого ты кормишь. Хочешь устроить массовые пожары — подлей масла в огонь. Хочешь видеть нормальное коммьюнити — веди себя достойно. Ведь начать подавать хороший пример для подражания никогда не поздно. Но проблема только в том, что мало кто это делает. Лично я верю в то, что совсем скоро киберспорт популяризируется масштабно, и тогда мы увидим какой-то намёк на этику общения и взаимодействия друг с другом. По крайней мере, мне хочется в это верить. В любом случае, если это произойдет, то не скоро. А пока что модно быть «плохишом». Но мы выиграем эту войну. Да пребудет с нами сила!

 

«Моральные качества замечательного человека имеют большее значение для его поколения и для исторического процесса, чем чисто интеллектуальные достижения. Эти последние сами зависят от величия духа, величия, которое обычно остается неизвестным» (А. Эйнштейн)

 

P.S. Это моя первая проба пера, сильно не бейте! Пишите свои мысли на этот счёт — подискутируем. Спасибо за внимание!

Авторb2ru Дата26 Октябрь 2015, 10:51 Просмотров13562 Комментарии79
Комментарии (79)
externum
Gold 17 Respect 53
#1 by externum 27 Октябрь 2015, 19:44
Полнстью Согласен! Вот быа катка ливнул АМ изза репорна или сам хз ! команда на минус я под бальзамом ! Кричал что все ок что не беда Парни вы молодцы так и было ! но когда нет керри то беда ! не в етом суть. Я поддерживал как мог и в итоге ни одного мата или рагательства небыло все сказали спасибо и ушли я остался доволен хоть и пьян!
+3
b2ru
Gold 10 Respect 18
#2 ua b2ru 27 Октябрь 2015, 19:46
externum

Полнстью Согласен! Вот быа катка ливнул АМ изза репорна или сам хз ! команда на минус я под бальзамом ! Кричал что все ок что не беда Парни вы молодцы так и было ! но когда нет керри то беда ! не в етом суть. Я поддерживал как мог и в итоге ни одного мата или рагательства небыло все сказали спасибо и ушли я остался доволен хоть и пьян!

красава!
+3
wobblylol
Gold 2 Respect 150
#3 by wobblylol 27 Октябрь 2015, 19:52
Такой менталитет у СНГ комьюнити и с этим ничего не поделать. Есть такая жизненная мудрость"Что если ты будешь самым лучшим мостостроителем в мире, и один раз тебя заметят в гей клубе, то большинство запомнят тебя не как выдающегося архитектора, а как педика"... Стоит один раз дать грейв не в тот таргет и ты будешь самым слабым игроком, а не тем, кто помог команде выйти на крупный турнир, и не тем, с кем команда выигрывала этот самый большой турнир. Всем добра гайз.
+4
Gesko
Gold 0 Respect 9
#4 gr Gesko 27 Октябрь 2015, 20:04
Корень зла не в тех, кто влияет, а в тех, на кого влияют. СНГ-сообщество слишком зависимо от чужого мнения.
Вариантов решения проблемы много, 2 из них наиболее очевидны
1) Люди, обладающие авторитетом для коммьюнити, сеют добро (как в блоге и написано), коммьюнити слушает
2) Коммьюнити развивает само себя (mission impossible), везде добро
Второй вариант сказка. Но и первый тоже. Привет некоторым людям из рухаба, слова которых повторяются один в один из уст в уста. И это вовсе не положительные слова.
К счастью, есть такие ребята, как Bad Playa и prb - по крайней мере, они те, к кому прислушиваются. Есть Денди, но он игрок, про которого могут сказать плохо, и его захейтят... Прискорбно, что игроки в итоге становятся жертвами, хотя они те, кого стоило бы слушать. Прискорбно, да не в обиду будет, что Яна - тоже жертва хейтеров, пришедших с навязанным мнением. Все тлен. Я закончила.
+3
b2ru
Gold 10 Respect 18
#5 ua b2ru 27 Октябрь 2015, 20:15
Gesko

Корень зла не в тех, кто влияет, а в тех, на кого влияют. СНГ-сообщество слишком зависимо от чужого мнения.
Вариантов решения проблемы много, 2 из них наиболее очевидны
1) Люди, обладающие авторитетом для коммьюнити, сеют добро (как в блоге и написано), коммьюнити слушает
2) Коммьюнити развивает само себя (mission impossible), везде добро
Второй вариант сказка. Но и первый тоже. Привет некоторым людям из рухаба, слова которых повторяются один в один из уст в уста. И это вовсе не положительные слова.
К счастью, есть такие ребята, как Bad Playa и prb - по крайней мере, они те, к кому прислушиваются. Есть Денди, но он игрок, про которого могут сказать плохо, и его захейтят... Прискорбно, что игроки в итоге становятся жертвами, хотя они те, кого стоило бы слушать. Прискорбно, да не в обиду будет, что Яна - тоже жертва хейтеров, пришедших с навязанным мнением. Все тлен. Я закончила.

Наша численность воинов света растёт. Скоро мы всех закидаем плюшевыми мишками!
+2
#6 ua Jeydimaster 27 Октябрь 2015, 20:17
Киберспорт, что очевидно, тесно повязан с интернетом, где свобода слова является одним из основополагающих принципов. И каждый может высказаться по поводу того или иного события. А как высказать иначе о "Новой эре", когда это была игра на чувствах фанатов?
Марк написал хороший блог про то, как Na`Vi в течении последнего года-полтора исчерпывали кредит доверия болельщиков, и вот этот мув стал просто убийственным во взаимоотношениях "Рождённые побеждать - аудитория".
Как бы кто не относился к команде, после новости о "Новой эре" (которая, опять же, теперь стала нарицательным), бОльшая часть сообщества находились в каком-то эмоциональном трауре и ностальгических воспоминаниях. Все понимали, что это необходимая мера, но так же было и грустно. В по итогу имеем то, что имеем.
Похоже на прощальные концерты Киркорова, которые длятся уже не один десяток лет
+2
#7 ua Jeydimaster 27 Октябрь 2015, 20:18
А насчет оскорблений со стороны стаффа к игрокам, а потом требования адекватного поведения от последних - то это да, лицемерие
+2
jambocurious
Gold 0 Respect 2
#8 de jambocurious 27 Октябрь 2015, 20:27
Если ты уже подалась в публичные деятели, то будь готова к тому что найдутся люди, которые будут тебя критиковать. Всем никогда не угодишь. А твои неудачи будет смаковать весь Интернет. Но я не вижу ничего плохого в критике, если она объктивная. Если ее воспринимать не болезненно, что к сожалению у тебя не получаеться, то она служит хорошим толчком для эволюции своих талантов. Так что совет тебе, если ты действительно чего-то хочешь и тебе нравится что ты делаешь, то продолжай это делать несмотря на всю критику. В 90% критиканы потом восхваляют твои творения. Главное быть крайне мотивированным своей работой.
А по поводу комьюнити. Никто его не изменит. Ни звезды, ни организации, ни игры. Такое вот человечество, само по себе. Крайне много эгоистов в нашем поколение, которые считают себя умнее всех.
+1
b2ru
Gold 10 Respect 18
#9 ua b2ru 27 Октябрь 2015, 20:32
Jeydimaster

Киберспорт, что очевидно, тесно повязан с интернетом, где свобода слова является одним из основополагающих принципов. И каждый может высказаться по поводу того или иного события. А как высказать иначе о "Новой эре", когда это была игра на чувствах фанатов?
Марк написал хороший блог про то, как Na`Vi в течении последнего года-полтора исчерпывали кредит доверия болельщиков, и вот этот мув стал просто убийственным во взаимоотношениях "Рождённые побеждать - аудитория".
Как бы кто не относился к команде, после новости о "Новой эре" (которая, опять же, теперь стала нарицательным), бОльшая часть сообщества находились в каком-то эмоциональном трауре и ностальгических воспоминаниях. Все понимали, что это необходимая мера, но так же было и грустно. В по итогу имеем то, что имеем.
Похоже на прощальные концерты Киркорова, которые длятся уже не один десяток лет

Да, всё верно. Я и сама горела, но воздержалась от комментариев. Тем не менее, этот случай всего лишь капля в море.
0
b2ru
Gold 10 Respect 18
#10 ua b2ru 27 Октябрь 2015, 20:35
jambocurious

Если ты уже подалась в публичные деятели, то будь готова к тому что найдутся люди, которые будут тебя критиковать. Всем никогда не угодишь. А твои неудачи будет смаковать весь Интернет. Но я не вижу ничего плохого в критике, если она объктивная. Если ее воспринимать не болезненно, что к сожалению у тебя не получаеться, то она служит хорошим толчком для эволюции своих талантов. Так что совет тебе, если ты действительно чего-то хочешь и тебе нравится что ты делаешь, то продолжай это делать несмотря на всю критику. В 90% критиканы потом восхваляют твои творения. Главное быть крайне мотивированным своей работой.
А по поводу комьюнити. Никто его не изменит. Ни звезды, ни организации, ни игры. Такое вот человечество, само по себе. Крайне много эгоистов в нашем поколение, которые считают себя умнее всех.

Дело в том, что я двумя руками "ЗА" за конструктивную критику, и мне её дают те, кто не безразличен ко мне, в хорошем смысле этого слова. А остальной информационный шум, я воспринимаю как должное. Хотя да, я подгораю, бывает. Но не столь болезнено:)
0
#11 ua Jeydimaster 27 Октябрь 2015, 20:45
b2ru

Да, всё верно. Я и сама горела, но воздержалась от комментариев. Тем не менее, этот случай всего лишь капля в море.

А знаешь, кто ещё воздержался от комментариев?) Правильно, Нави)
+2
b2ru
Gold 10 Respect 18
#12 ua b2ru 27 Октябрь 2015, 21:06
Jeydimaster

b2ru

Да, всё верно. Я и сама горела, но воздержалась от комментариев. Тем не менее, этот случай всего лишь капля в море.

А знаешь, кто ещё воздержался от комментариев?) Правильно, Нави)

знаю)))))
0
b2ru
Gold 10 Respect 18
#13 ua b2ru 27 Октябрь 2015, 21:06
b2ru

Jeydimaster

b2ru

Да, всё верно. Я и сама горела, но воздержалась от комментариев. Тем не менее, этот случай всего лишь капля в море.

А знаешь, кто ещё воздержался от комментариев?) Правильно, Нави)

знаю))))) Это уже не ко мне
+1
teddmagwell
Gold 0 Respect 0
#14 ua teddmagwell 27 Октябрь 2015, 21:09
А тем временем Факер бухает и материться на стриме, также с Годхантом, также с Дредом. Потом они аргументируют "ну это же не официальный стрим, личный стрим, делаю что хочу". А то что их в сумме 30k детей смотрят и повторяют, им все равно.
0
4ibick
Gold 0 Respect 21
#15 ru 4ibick 27 Октябрь 2015, 21:11
Статья правильная, мотивирующая, но очень наивная...это impossible! Да прибудет с Вами сила "воины света".
Люди чувствуют себя в безопасности за компьютером.Что-то я не помню, что лет 15 назад во дворе, когда играли в футбол...кто-то сильно грубил или матерился, сразу бы осадили.
Ведь реально,самые лучшие катки в доте те, когда никто в команде не негативит...и даже проигрывать не особо обидно.Такое обычно бывает 1 раз на 50 игр. У меня наверно, уже половина СНГ в муте )))
Яна,удачи в твоем камбеке.
+2
b2ru
Gold 10 Respect 18
#16 ua b2ru 27 Октябрь 2015, 21:14
4ibick

Статья правильная, мотивирующая, но очень наивная...это impossible! Да прибудет с Вами сила "воины света".
Люди чувствуют себя в безопасности за компьютером.Что-то я не помню, что лет 15 назад во дворе, когда играли в футбол...кто-то сильно грубил или матерился, сразу бы осадили.
Ведь реально,самые лучшие катки в доте те, когда никто в команде не негативит...и даже проигрывать не особо обидно.Такое обычно бывает 1 раз на 50 игр. У меня наверно, уже половина СНГ в муте )))
Яна,удачи в твоем камбеке.

Знаешь, я вполне реально смотрю на мир, и понимаю, что тут ничего поделать нельзя. Но можно попробовать самим быть чуточку лучше.
+2
b2ru
Gold 10 Respect 18
#17 ua b2ru 27 Октябрь 2015, 21:16
teddmagwell

А тем временем Факер бухает и материться на стриме, также с Годхантом, также с Дредом. Потом они аргументируют "ну это же не официальный стрим, личный стрим, делаю что хочу". А то что их в сумме 30k детей смотрят и повторяют, им все равно.

Ох, это отдельная тема. Достойная еще пары блогов)
+1
4ibick
Gold 0 Respect 21
#18 ru 4ibick 27 Октябрь 2015, 21:17
b2ru

4ibick

Статья правильная, мотивирующая, но очень наивная...это impossible! Да прибудет с Вами сила "воины света".
Люди чувствуют себя в безопасности за компьютером.Что-то я не помню, что лет 15 назад во дворе, когда играли в футбол...кто-то сильно грубил или матерился, сразу бы осадили.
Ведь реально,самые лучшие катки в доте те, когда никто в команде не негативит...и даже проигрывать не особо обидно.Такое обычно бывает 1 раз на 50 игр. У меня наверно, уже половина СНГ в муте )))
Яна,удачи в твоем камбеке.

Знаешь, я вполне реально смотрю на мир, и понимаю, что тут ничего поделать нельзя. Но можно попробовать самим быть чуточку лучше.

Это все, что нам остается)
0
#19 ru Swiss_Larson 27 Октябрь 2015, 21:33
не разу не ставил в фидьтре доты корейский язык. и там что норм mmr?
0
bublikyo
Gold 33 Respect 126
#20 ua bublikyo 27 Октябрь 2015, 21:40
Интернет предоставил нам отличную возможность посмотреть на человечество без лицемерия, наслаждайтесь
+3
Только авторизованые пользователи могут оставлять комментарии. Логин