Проблема допинга в киберспорте

 

Последнее время всё чаще в киберспортивных кругах поднимается вопрос об употреблении стимуляторов, которые, как предполагается, могут дать игроку, использующему их, преимущество в соперничестве с противниками. Мы решили обстоятельно разобраться в этом вопросе, расставив все точки над i.

 

В двух словах о стимуляторах

 
Некомпетентные журналисты довольно часто говорят о наркотиках, допуская непозволительные обобщения. Кроме того, иногда приравнивают, например, героин к кокаину, а галлюциногены к стимуляторам, вводя тем самым свою аудиторию в заблуждение. В действительности все наркотические вещества делятся на несколько категорий, между которыми не так много общего. Среди них мы могли бы отметить непосредственно наркотики, которые вызывают эйфорию, галлюциногены, которые, очевидно, вызывают галлюцинации, снотворные вещества, вызывающие заторможенность и сонливость, и, наконец, стимуляторы. Заранее оговоримся, что именно о последних далее пойдет речь.
 
Существуют неопровержимые доказательства того, что стимуляторы снимают усталость, не дают заснуть, повышают концентрацию на чём-то и внимание, улучшают умственную и физическую работоспособность, повышают уверенность в себе и в целом оказывают возбуждающее действие на весь организм. Кстати, даже стимуляторы можно по-своему классифицировать. Как правило, различают сильные и слабые стимуляторы, которые, как нетрудно догадаться, отличаются друг от друга степенью оказываемого ими эффекта. К сильным относят кокаин, амфетамин, метамфетамин и огромное число препаратов, производимых на основе этих веществ, а к слабым — кофеин, чай и какао. Сделаем еще одну оговорку, уточнив, что эта статья посвящена преимущественно сильным стимуляторам.
 
Стоит, пожалуй, сказать пару слов о том, как именно работают стимуляторы и какие изменения происходят в организме после их употребления. Здесь всё довольно просто: стимулятор вмешивается в биохимические процессы, протекающие в головном мозге, воздействуя на центральную нервную систему. Если быть точным, он способствует выделению норадреналина и допамина, благодаря которым человек ощущает небывалый прилив сил. Смертельные случаи в результате употребления стимуляторов крайне редки, но, разумеется, ничто не проходит бесследно. В долгосрочной перспективе их чрезмерное и частое употребление пагубно сказывается на нервной системе человека, что заканчивается психическими расстройствами, спутанностью сознания, хронической бессонницей или паранойей.
 

Сфера применения

 
Стимуляторы нашли широкое применение во всех сферах жизнедеятельности человека, где от него требуется выдерживать тяжелые и продолжительные нагрузки — умственные или физические. Причём стимуляторами пользовались задолго до того, как фармацевты научились создавать известные синтетические вещества. Яркий тому пример — народы Южной Америки, которым практика жевания листьев коки позволяла не только подавить сонливость и снять усталость, но и была для них способом избавиться от головной боли, вызванной низким давлением в горных местностях этого континента. Америго Веспуччи (1454–1512) писал в своём дневнике: «Они были дикими и внешне, и в движениях, рты их были заполнены листьями зелёного растения, которое они непрерывно разжёвывали, как животные, и оттого едва могли говорить». Испанские конкистадоры быстро открыли для себя свойства коки и решили выдавать листья этого растения рабам, которые в тяжелейших условиях добывали серебро, обеспечивая им всю Испанскую империю.
 
Есть свидетельства, что амфетамины широко использовались представителями армий во время военных конфликтов. Например, во время второй мировой британским и американским вооруженным силам было поставлено свыше ста миллионов таблеток, употребление которых вызывало эффект, схожий с воздействием на организм амфетамина. Собственно, во время войны во Вьетнаме американским солдатам с целью повысить их выносливость выдавали уже непосредственно сами амфетамины. Сейчас военные лаборатории передовых держав работают над альтернативным препаратом, поскольку многие солдаты и пилоты, часто употреблявшие амфетамин, страдали впоследствии хронической бессонницей.
 
Как это ни странно, в традиционном спорте долгое время не порицалось использование стимуляторов. Причём спортсмены открыто говорили о том, что они используют допинг. Например, выигравший пять раз велогонку «Тур де Франс» француз Жак Анкетиль (1934–1987) сказал однажды журналисту: «Нужно быть либо ненормальным, либо лицемером, чтобы вообразить, что гонщик-профессионал может прожить без стимуляторов». В свою очередь профессиональный велосипедист Фаусто Коппи (1919–1960) откровенно признался, что все велосипедисты используют амфетамин, добавив притом, что «с тем, кто утверждает обратное, не стоит и разговаривать о велоспорте».
 
Известно, что люди творческих профессий тоже употребляют разного рода стимуляторы. К примеру, писатель Джек Керуак (1922–1969), который считается одним из самых читаемых американских авторов. Он настолько увлекался препаратами, которые стимулировали творческий процесс, что это нанесло его организму непоправимый ущерб. «Чтобы написать роман, — признался однажды Джек, — я принимаю огромные дозы бензедрина (производимый на основе амфетамина препарат — прим. авт.) и, наверное, не доживу до того, как смогу потратить полученные за него деньги».
 
При подготовке к экзаменам некоторые студенты высших учебных заведений используют препараты, повышающие концентрацию внимания и стимулирующие работу ума. В наши дни особо популярен так называемый аддерол — тот самый препарат, который, как признался CanadaКори «SEMPHIS» Фрисен, команда United StatesCloud9 использовала на одном из турниров. Вообще, аддерол — это лекарство, которое продают строго по рецепту, но студенты и иные заинтересованные в употреблении данного препарата лица всё же находят способ его достать. Например, жалуются врачу на сонливость или рассеянность и получают рецепт. Несмотря на то, что некоторые сомневаются в эффективности аддерола как допинга, основа этого лекарства — амфетамин, свойства которого нам хорошо известны. Кстати, вовсе неспроста студентам рекомендуют съесть небольшой кусочек шоколада перед экзаменом. Шоколад содержит какао, которое порой ещё и дополняется кофеином, и стимулирует работу мозга, пусть и не столь значительно, как синтетические вещества.
 

Стимуляторы в киберспорте

 
Слухи о том, что стимуляторы добрались до киберспорта, появились давно. Разумеется, слухи — это ненадежный источник информации, однако мы не можем с уверенностью сказать, что никто из киберспортсменов никогда не использовал допинг. Как мы убедились ранее, человек прибегает к помощи стимуляторов тогда, когда его деятельность сопряжена с высокими нагрузками и рисками. И то, и другое игрокам в полной мере «предоставляет» профессиональный киберспорт с его жесточайшей конкуренцией, огромными призовыми, изнурительными тренировками, давлением со стороны спонсоров, организаций и болельщиков. Было бы странно предположить, что стимуляторы никогда не появятся в киберспорте.
 
Какие, собственно, слухи ходят и что нам вообще известно об этой проблеме? Главный менеджер всех составов организации UkraineNatus Vincere BelarusЕвгений «Ugin» Ерофеев прокомментировал возможное использование стимуляторов в киберспорте так: «Это была довольно открытая практика в своё время, хотя подобное я никогда не поддерживал. Учитывая, какими темпами развивается киберспорт, я думаю, что введение допинг-контроля не за горами». В свою очередь игрок организации Russian FederationTeam Empire UkraineАндрей «ALWAYSWANNAFLY» Бондаренко рассказал в неформальной беседе, что проблема эта всегда имела место быть. «Сейчас я не знаю, кто и что употребляет, — сказал Андрей, — но раньше довольно много и действительно часто употребляли. Это делали процентов сорок или пятьдесят всех игроков, которые приезжали на LAN в Киев. Там и курили, и употребляли амфетамин, да и чего только не употребляли». В одном из интервью Russian FederationМарк «Merchello» Авербух так прокомментировал проблему допинга: «Очень много слухов ходило про разных игроков о том, что они употребляли допинг. И это, конечно, всякий раз вызывало живой отклик в умах аудитории, потому что подобную тему всегда интересно обсуждать. Тем не менее до тех пор, пока никто не протестирован на употребление стимулирующих препаратов, мы можем обсуждать это лишь на уровне слухов. Вообще, проигравшей команде, конечно, хотелось бы думать, что они проиграли кому-то, кто принял что-то. Никаких доказательств или результатов анализа никогда не предоставляли, хотя слухи обо всём подобном ходили». Кстати, в старом фильме о киберспорте под названием Frag тоже была затронута эта тема. В нём небезызвестный PolandМайкл «Carmac» Бличарз перечислил конкретные препараты, которые популярны среди профессиональных киберспортсменов. Он упомянул так называемый crystal meth, который представляет собой одну из форм амфетамина, риталин и, конечно, сам амфетамин. Все эти препараты обостряют восприятие, придают сил и улучшают концентрацию внимания.
 
Наконец, стоит отдельно осветить упомянутую ранее ситуацию с командой United StatesCloud9. Напомним, бывший игрок этого коллектива CanadaКори «SEMPHIS» Фрисен в одном из интервью признался, что во время выступления на ESL One Katowice 2015 вся его команда находилась под воздействием аддерола. Далеко не все поверили ему на слово, поскольку ребята из United StatesCloud9 не показали во время турнира выдающихся результатов, даже не выйдя из группы. Более того, была опубликована статья, в которой говорилось, что на самом деле эффект от использования аддерола незначителен, а употребление этого препарата киберспортсменами бессмысленно. Как утверждает автор статьи, куда более значительную роль играет эффект плацебо или, говоря иначе, попросту самовнушение. Несмотря на такой скепсис, руководство ESL заявило о том, что примет меры по предотвращению подобных случаев, обязуя игроков проходить допинг-контроль. Тем самым слова бывшего игрока United StatesCloud9, были они правдой или клеветой, напомнили всем о существующей проблеме и ускорили неизбежный процесс введения допинг-контроля на турнирах.
 

Ukraine Арсений «ceh9» Триноженко поделился мнением по поводу ситуации с United StatesCloud9

 

Итак, вернёмся к предмету нашего разговора. Исходя из того, что образ жизни профессионального киберспортсмена сопряжен с повторяющимися однотипными нагрузками, регулярными тренировками и многими иными игровыми аспектами, требующими большой самоотдачи, мы можем предположить, что киберспорт представляет собой сферу, где созданы все условия для распространения различных стимуляторов. Однако сомнительным представляется одно обстоятельство, касающееся эффективности использования стимуляторов конкретно киберспортсменами. Именно об этом пойдет речь далее.
 

Насколько это эффективно для киберспортсменов?

 
Один из спорных вопросов, который постоянно возникает при обсуждении допинга в киберспорте, заключается в том, насколько такой допинг эффективен. Разумеется, воздействие стимуляторов на центральную нервную систему человека подтверждено многочисленными опытами и сомнений не вызывает. Вместе с тем не совсем понятно, может ли допинг действительно дать желаемое преимущество профессиональному геймеру.
 
Начнём с того, что далеко не всегда речь идёт об использовании допинга непосредственно на самом турнире. Стимуляторами нередко пользуются во время длительных тренировок с целью посвятить больше времени оттачиванию мастерства, пожертвовав полноценным сном. Собственно, для подобных целей подойдут легкие и легальные наркотики в виде, например, кофеина. Хотя, учитывая высокую конкуренцию в киберспорте и, как следствие, проведение экстремально долгих тренировок, одного лишь кофеина не всегда бывает достаточно. Если предположить, что тренировки по-настоящему продуктивны, а время для них игрок значительно увеличивает за счёт времени, которое должен тратить на сон, то стимулирующие препараты, надо признать, всё же дают преимущество перед теми, кто их не употребляет.
 
Кроме того, стоит отдельно отметить, что стимуляторы могут навредить, если окажется, что организм реагирует на тот или иной медикамент не так, как следует. Эффект может оказаться прямо противоположным, если реакция на вещество не проверялась заранее. Вместо особой ясности ума и улучшения концентрации внимания у киберспортсмена может, вопреки его ожиданиям, временно помутиться рассудок. Это, конечно, настоящая катастрофа для игрока, если препарат был принят непосредственно на LAN-турнире.
 
Нельзя забывать и про эффект плацебо, если стимулятор едва повлиял на остроту восприятия игрока, как это предположительно произошло с командой United StatesCloud9. В основе этого эффекта лежит не биохимическое воздействие на нервную систему, а психоэмоциональное. Игрок верит, что стимулятор даст необходимый эффект, и эффект этот достигается, но только потому, что игрок в это верит. В свою очередь сам стимулятор может оказаться «пустышкой». Подобные высказывания можно найти в недавней статье, посвященной аддеролу. Стоит, пожалуй, дополнить слова автора этой статьи, подчеркнув, что даже эффект плацебо — дело сугубо индивидуальное и зависит от конкретной личности, психоэмоционального фона человека, степени тревожности и множества иных субъективных параметров. Даже эффект плацебо при употреблении допинга не может быть гарантирован.
 
Резюмируя вышесказанное, стоит сказать, что эффективность допинга в киберспорте остаётся под большим вопросом. Всё это слишком индивидуально и сопряжено со множеством обстоятельств, которые следует учесть, пытаясь дать ответ на этот вопрос. В одном, однако, мы можем быть уверены: из плохого киберспортсмена стимуляторы не сделают хорошего. Студентам, которые помогают своему мозгу различными веществами, хорошо известно, что никакие препараты не могут сделать из неандертальца Эйнштейна. Они могут лишь поспособствовать обострению восприятия, особой бдительности и концентрации внимания, но никогда не заменят сам процесс обучения. Аналогичным образом допинг попросту бесполезен для неопытного киберспортсмена.
 

Заключение

 
Тема допинга в киберспорте едва ли может быть исчерпана, но в этом скромном изложении мы постарались осветить основные аспекты этого вопроса. Мы узнали, что стимуляторы представляют собой отдельную группу наркотических веществ, которые оказывают на организм возбуждающее действие. Мы также выяснили, что их используют в тех случаях, когда человек вынужден много трудиться — физически или умственно. Причем человечество пользовалось естественными и природными стимуляторами с незапамятных времен. Наконец, мы узнали, что сферу киберспорта тоже не обошла эта проблема, на что указывают многочисленные прямые свидетельства игроков и слухи. Новые слухи будут напоминать всякий раз о существовании этой проблемы, ускоряя тем самым процесс введения повсеместного допинг-контроля для профессиональных киберспортсменов.
АвторEric Tstli Дата31 Июль 2015, 13:29 Просмотров14580 Комментарии6
Комментарии (6)
rasl_007
Gold 0 DisRespect 1
Counter-Strike 1.6
#1 ru rasl_007 31 Июль 2015, 23:26
По сути это правильно введения допинг контроля , но это и конечно плохо тем что некоторые припараты , принимают что бы не тянула ко сну из за долгих и затяжных каток , это конечно же не правильно если его дисквалифицируют из з применения таких припаратов , введут ограниченный список припаратов или веществ которые не допустят игроков к чемпионатов или в матчам
0
space monkey
Gold 0 Respect 0
#2 ru space monkey 1 Август 2015, 12:35
Вопросов много, реальных ответов только 3: эйфоретики, стимуляторы и галлюциногены- нужное подчеркни.
0
Remember_13
Gold 80 DisRespect 34
#3 ua Remember_13 1 Август 2015, 16:33
Данную проблему надо еще изучать. А именно не плохо было бы провести исповедования на сколько стимуляторы могут помочь улучшить результат в той или иной киберспортивной дисциплине. Все таки компьютерные соревнование довольно сильно разнятся с классическим спортом.
0
LinkinCN
Gold 2 Respect 21
#4 ua LinkinCN 1 Август 2015, 20:01
space monkey

Вопросов много, реальных ответов только 3: эйфоретики, стимуляторы и галлюциногены- нужное подчеркни.

ответы смотри на видео с Сеней, думаю он всё хорошо объяснил
0
dimmmli
Gold 0 Respect 12
#5 ua dimmmli 2 Август 2015, 22:37
Все сложно)
0
CVGert
Gold 0 Respect 1
DOTA
#6 ru CVGert 6 Август 2015, 18:21
Кофе, кофе, кофе, кофе, кофе, кофе! Какао и еще шоколадку 90% и бегом на турниры! =D
0
Только авторизованые пользователи могут оставлять комментарии. Логин