Что мы скажем новым дисциплинам?

 

Год назад у нас было всего пять основных дисциплин — CS:GO, Dota 2, League of Leagends, StarCraft и Hearthstone. Сегодня этот список пытаются всеми силами расширить сразу несколько компаний-разработчиков игр. Но нужно ли это нам?

 

Формально киберспорту пятнадцать лет. За эти годы индустрия выросла из прокуренных подвалов до ярко освещённых сцен. От чисто символических призов до многомиллионных наград за победу. От забавы для гиков и задротов до крупного бизнеса. В таком свете, совсем не удивительно выглядят попытки все большего числа компаний-разработчиков сесть на уходящий денежный поезд, под названием «киберспорт». Сегодня в числе кандидатов в киберспорт есть и новый шутер от Blizzard — Overwatch, и творение Electronic Arts — Battlefield, и несколько других игровых франшиз. Но не все так просто.

Популярность

Любой спорт, так или иначе, требует для развития аудиторию. Ни одна из дисциплин современной Олимпиады не зарождалась в академических кругах, напротив — все виды олимпийского спорта от академической гребли до футбола были изначально популярны среди тех или иных общественных кругов. Это явление обусловлено сразу двумя факторами — в непопулярных видах спорта не будет достаточного количества спортсменов для полноценного соревнования. Еще одно следствие низкой популярности — банальная не окупаемость соревнований. Таким образом можно сказать, что любой спорт должен выйти из народных масс, потому что иначе его ждет угасание, причем достаточно быстрое.

 

 

Подобные процессы происходили и в киберспорте. В конце 90-х годов началось активное развитие соревновательного StarCraft. Без сомнения, именно эта дисциплина является прародительницей всего современного киберспортивного движения — именно игроки StarCraft первыми начали выступать на основе контрактов и получать зарплаты. Турниры также проводились сторонними организациями, а не компанией разработчиком, и между ними была и есть настоящая конкуренция за зрительскую аудиторию. При этом нужно не забывать, что Blizzard, компания-разработчик StarCraft, пальцем о палец не ударила ради превращения своей игры в киберспорт — становление «звездного ремесла» как дисциплины заслуга исключительно сообщества.

 

Похожим путем пошли и другие «классические» дисциплины — CS 1.6 вырос из любительского мода к Half-Life, и в начале двухтысячных покорил умы игроков Европы и СНГ. Спустя пять лет похожим путем прошла пользовательская модификация для WarCraft III — Defence of the Ancients, она же DotA. Еще спустя несколько лет этот путь прошла «лига легенд» — несмотря на то, что турниры по LoL начали проводится едва ли не после релиза игры, разработчики начали оказывать поддержку только после того, как игра приобрела должную популярность в аудитории. А если уж говорить о Hearthstone, то 40 миллионов игровой аудитории только подтверждение всему вышесказанному.

 

Так почему же именно эти игры стали дисциплинами?

Игровая механика

К любому виду спорта применимы несколько принципов — «легко освоить — трудно стать лучшим», «меньше правил — больше соревнования» и «минимум влияния удачи в определении лучшего». В самом популярном виде спорта, футболе, всего 17 правил, победа всегда достается тому, кто забьет больше голов, а для начала игры достаточно мяча и условного игрового поля.

 

 

Подобного рода требования выдвигаются и киберспорту — если взять, к примеру, CS:GO, то мы увидим полное соблюдение требований — для начала игры нужно обладать ПК (условное игровое поле), самим клиентом игры (мяч).  Победителем становится тот, кто выиграет большее количество раундов. При этом влияние случая на игру минимально — оружие всегда наносит сравнительно одинаковый урон, а разброс для каждого «ствола» уникален, но при этом не меняется от игры к игре.

Еще одна важная деталь — условная простота игрового процесса. У игроков в CS:GO сравнительно немного возможностей в игре. Например, количество путей атаки на точку установки бомбы сравнительно мало, а количество укрытый строго ограничено. Попросту говоря — и атака, и защита не должны играть в «угадайку». Напротив, выстроив четкий алгоритм, можно эффективно «открывать» позиции, или же обороняться. Роль подобного алгоритма в DotA  играет пик.

 

В общем это можно сформулировать так — игра должна обладать достаточным количеством факторов, чтобы быть интересной, и недостаточным для того чтобы быть зависимой от воли случая. Если взять Battlefield 4 и представить его в качестве дисциплины, то можно обнаружить ряд явлений, которые явно мешают этой игре, как соревновательной дисциплине. Например, странное поведение хит-боксов во время проигрывания анимации прыжка. До недавних пор, похожие проблемы были и в CS:GO, а потому несложно представить какой эффект это будет иметь для киберспортивного Battlefield.

 

 

Overwatch в таком свете выглядит пока ненамного лучше — в игре сейчас слишком сильный дисбаланс карт, а количество героев может обернуться против самой игры — вполне возможно, что киберспортивный Overwatch в конечном итоге будет игрой, где сражаются две одинаковые команды. С таким пулом персонажей подобный сценарий, скорее всего, окажется губительным для игры.

Свежесть формата

Еще одной проблемой для новых дисциплин, скорее всего, станет вопрос формата. Вряд ли кто-то уйдет из соревновательного CS в соревновательный Overwatch, если его будет ждать точно такой же режим 5х5, с закладкой взрывчатки и прочими элементами соревновательного CS:GO. В свое время, Heroes of Newerth, превосходящая на голову WC III DotA, так и не смогла переманить игроков — никто просто не хотел менять одну игру, на другую только потому что во второй лучше графика и есть встроенные средства коммуникации. Одна из причин этого «нежелания» — практически 100% схожесть игрового процесса и механики.

 

Для того, чтобы игроки перешли из одной игры в другую должно случится одно из двух — оригинальная игра должна быть заброшена и остаться без поддержки разработчика. Этот вариант просто глупо рассматривать в ближайшем будущем. Ни Riot Games, ни Valve не отпустят свои главные источники дохода просто так. Значит остается второй вариант — предложить игрокам что-то принципиально новое.

 

 

Для Overwatch — это игровой процесс, который представляет собой смесь шутера и МОВА; для Battlefield — возможность использовать достаточно большие карты, технику и дополнительные приспособления. Стоит отметить, что оба варианта выглядят вполне адекватно, но в первом варианте ребром стоит вопрос баланса, а во втором — размера команды. О том, насколько утомляет «мета», может рассказать любой МОВА-игрок. Если подобная тенденция с метой будет и в Overwatch, то будущее игры может стать совсем не радужным. Говоря о количестве игроков в команде, стоит понимать, что увеличение игроков с 5-7 до 10-12 человек автоматически усиливает фактор случайности. А это, в свою очередь, противоречит справедливости спортивных соревнований. Если же количество игроков оставлять в пределах классической пятерки, то Battlefield ничем не будет отличаться от своего конкурентов — на ПК это CS:GO, а на консолях — CoD.

Финансовый вопрос

Безусловно, деньгами игроков не переманить. В Smite за прошедший год было разыграна сумма сравнимая с суммой призовых в CS:GO, но это не принесло какой-либо популярности. Сейчас по количеству зрителей на twitch.tv уступает даже не очень популярным World of Tanks. Исходя из этого золотые горы Blizzard и Electronic Arts можно просто игнорировать. Конечно, эти ресурсы можно использовать в целях маркетинга и начать проводить турниры, как рекламные кампании по привлечению людей в игру. Но вряд ли это можно назвать «киберспортом».

 

Другая сторона медали — поддержание киберспортивной инфраструктуры потребует расходов и если игра не «выстрелит», то компания-разработчик понесет только убытки. В случае небольшой аудитории монетезировать просто нечего. При этом, на первых порах, все расходы лягут исключительно на их плечи — спонсорскую поддержку без широкой аудитории ждать просто глупо. При этом составы уже подписывают — fnatic, G2 и еще пара организаций уже обладают составами по OW, а ведь игра еще не вышла из закрытой беты!

 

 

Да и для всей экосистемы виртуальных состязаний попытка закидать деньгами отрасль окажется губительной — если Blizzard и Valve, например, развяжут денежную войну за аудиторию, то пострадают все стороны. Мало того, эта война навсегда выбросит за борт тех самых любителей, что в свое время создали CS 1.6 и WCIII DotA. Будучи оторванным от сообщества киберспорт просто умрет.

Вердикт

Подводя итоги, стоит сказать, что появление новых лиц в киберспорте это хорошо. Но только до тех пор, пока эти новые лица преследуют интересы сообщества.  А интересы эти просты и неизменны уже долгие столетия — сообществу нужены «хлеб и зрелища».

 

Electronic Arts, например, преследует другие цели. Для них киберспорт — средство увеличения продаж игры и ничего более. Этой компании просто наплевать на развитие индустрии — они действительно прыгают в денежный поезд киберспорта с целью вынести оттуда побольше выгоды. Кому от этого лучше и насколько это соответствует интересам сообщества? — ответ на этот вопрос, похоже, очевиден.

 

С творением Blizzard не лучше — Overwatch уже начинают навязывать как дисциплину и планировать первые турниры. Учитывая сравнительно прохладное отношение к киберспорту от этой компании, а мы говорим о годах игнорирования первого StarCraft, как дисциплины и недавнем BlizzCon, в рамках которого был проведен чемпионат мира по Heroes of the Storm в формате, который не выдерживает никакой критики, вполне возможно, что и «киберспортивный Overwatch» станет мыльным пузырем, накаченным ради роста продаж. Так ли это — покажет только время.

АвторRendrom Дата26 Ноябрь 2015, 08:49 Просмотров6096 Комментарии15
Комментарии (15)
#1 ru Swiss_Larson 28 Ноябрь 2015, 17:24
Ну как по мне рано еще оверватч в дисциплины добавлять!
+4
AiRman
Gold 665 Respect 242
#2 ee AiRman 28 Ноябрь 2015, 19:18
Судя по тому, что мы имеем на данный момент трудно себе представить как будет выглядеть киберспортивный ОВ.
+1
ReaLKING
Gold 0 DisRespect 21
#3 ua ReaLKING 28 Ноябрь 2015, 21:08
Близы глупци из вова можно было бы ниче такой киберспорт забабахать но ....
-3
Mystical.msk
Gold 1 Respect 10
#4 ru Mystical.msk 28 Ноябрь 2015, 21:14
По мне так смайт офигенная игрушка. Просто в снг она не популярна. Если бы кто то из известных снг организаций замутил бы состав по смайту то и аудитория бы из снг подтянулась. Оверватч не думаю что сильно популярна будет.
0
Mystical.msk
Gold 1 Respect 10
#5 ru Mystical.msk 28 Ноябрь 2015, 21:19
Да и почему то в расчет не взяли мобильную киберспортивную игру VainGlory. Тоже не плохо развивается.
0
SilentSpirit
Gold 0 Respect 4
#6 kz SilentSpirit 28 Ноябрь 2015, 21:25
Я конечно не берусь утверждать насчёт овервотча, но у меня пригорело от того, что статья уровня сайта виртуспро. Назвать близзард компанией которая "прохладно относится" к киберспорту это просто нелепо. Автору рекомендую вылезти из своей пещеры. На близзконе проводились финалы по 4-ём дисциплинам( и близзард активно продвигает их всех), не говоря уже о том что недавно они занялись созданием отдела работающего только на продвижение киберспорта.
P.S. Для парня в комментах, соревнования по вову проводятся.
+4
ReaLKING
Gold 0 DisRespect 21
#7 ua ReaLKING 28 Ноябрь 2015, 21:28
SilentSpirit

Я конечно не берусь утверждать насчёт овервотча, но у меня пригорело от того, что статья уровня сайта виртуспро. Назвать близзард компанией которая "прохладно относится" к киберспорту это просто нелепо. Автору рекомендую вылезти из своей пещеры. На близзконе проводились финалы по 4-ём дисциплинам( и близзард активно продвигает их всех), не говоря уже о том что недавно они занялись созданием отдела работающего только на продвижение киберспорта.
P.S. Для парня в комментах, соревнования по вову проводятся.

Парень в коментах мультиграл оффа ) и так-же довольно нифиговый пвешер который когда рейдит всегда можно себя увидеть на оранжево-фиолетовых слотах ВоЛа , парень знает близзард и знает что они в туз не лупят по поводу киберспорта )
-1
AugustBOSS
Gold 0 Respect 25
DOTA
#8 ua AugustBOSS 28 Ноябрь 2015, 21:31
Mystical.msk

По мне так смайт офигенная игрушка. Просто в снг она не популярна. Если бы кто то из известных снг организаций замутил бы состав по смайту то и аудитория бы из снг подтянулась. Оверватч не думаю что сильно популярна будет.

хахахахаха
-2
SilentSpirit
Gold 0 Respect 4
#9 kz SilentSpirit 28 Ноябрь 2015, 21:36
ReaLKING

SilentSpirit

Я конечно не берусь утверждать насчёт овервотча, но у меня пригорело от того, что статья уровня сайта виртуспро. Назвать близзард компанией которая "прохладно относится" к киберспорту это просто нелепо. Автору рекомендую вылезти из своей пещеры. На близзконе проводились финалы по 4-ём дисциплинам( и близзард активно продвигает их всех), не говоря уже о том что недавно они занялись созданием отдела работающего только на продвижение киберспорта.
P.S. Для парня в комментах, соревнования по вову проводятся.

Парень в коментах мультиграл оффа ) и так-же довольно нифиговый пвешер который когда рейдит всегда можно себя увидеть на оранжево-фиолетовых слотах ВоЛа , парень знает близзард и знает что они в туз не лупят по поводу киберспорта )

хах конечно, ребята которые сделали киберспортивной грёбанную карточную игру, ничего не понимают в продвижении своих игр
0
Mystical.msk
Gold 1 Respect 10
#10 ru Mystical.msk 28 Ноябрь 2015, 21:38
AugustBOSS

Mystical.msk

По мне так смайт офигенная игрушка. Просто в снг она не популярна. Если бы кто то из известных снг организаций замутил бы состав по смайту то и аудитория бы из снг подтянулась. Оверватч не думаю что сильно популярна будет.

хахахахаха

И что смешного?
0
ForSTy
Gold 0 Respect 0
#11 ua ForSTy 28 Ноябрь 2015, 23:19
На мой взгляд Tom Clancy’s Rainbow Six Siege достойна внимания.
0
Vudrovil
Gold 7 Respect 18
#12 ua Vudrovil 29 Ноябрь 2015, 11:52
ReaLKING


Парень в коментах мультиграл оффа ) и так-же довольно нифиговый пвешер который когда рейдит всегда можно себя увидеть на оранжево-фиолетовых слотах ВоЛа , парень знает близзард и знает что они в туз не лупят по поводу киберспорта )

Что простите?) Зачем излагать здесь какой ты офигенный в ВоВе, если ты не знаком о соревнованиях по WoW, HS, StarCraft то тебе и незачем судить о их киберспортивной составляющей.
+1
true dota
Gold 0 Respect 0
DOTA
#13 ua true dota 29 Ноябрь 2015, 12:36
Swiss_Larson

Ну как по мне рано еще оверватч в дисциплины добавлять!

Кому кроме меня дали бетку на месяц?
0
Rendrom
Gold 0 Respect 9
DOTA
#14 ua Rendrom 29 Ноябрь 2015, 13:22
SilentSpirit

Я конечно не берусь утверждать насчёт овервотча, но у меня пригорело от того, что статья уровня сайта виртуспро. Назвать близзард компанией которая "прохладно относится" к киберспорту это просто нелепо. Автору рекомендую вылезти из своей пещеры. На близзконе проводились финалы по 4-ём дисциплинам( и близзард активно продвигает их всех), не говоря уже о том что недавно они занялись созданием отдела работающего только на продвижение киберспорта.
P.S. Для парня в комментах, соревнования по вову проводятся.

Слежу за старкрафтом з 2005 года. За прошедших 10 лет (ДЕСЯТЬ ЛЕТ) близзард сделали для продвижения игры меньше, чем Валв сделали за первый год существования второй доты. Да, мне определенно нужно вылезти из пещеры и посмотреть на близзкон и чемпионат мира по хотсу который растянулся на четыре месяца (почти пять) ради того, чтобы потом половина игр сыгралась ВООБЩЕ не на близзконе, а потом сингл-илюминейшн плей-офф. Ну окей, теперь это "киберспорт".
+2
JustRe1ax
Gold 1 Respect 33
#15 ru JustRe1ax 1 Декабрь 2015, 09:42
С киберспортом такая история... Раньше был популярен WC3, StarCraft, Q3. Игры, без сомнения, зрелищные, но фишка вся в том, что это в большинстве своём формат 1х1. Для сравнения, англоязычный финал Дрим Лиги по SC2 на твиче смотрели в пике 25 000 человек. И пару дней назад обычный матч регулярного чемпионата СтарЛаддер Navi vs HR собрал порядка 100 000 только на русскоязычном стриме.
Вся прелесть таких игр, как LoL, Dota, CS:GO в командном взаимодействии. Отсюда следует и уровень ответственности: если ты залил катку в том же Вар Крафте, винить никого, кроме себя, не получится. А вот в доте можно смело сказать, что все тиммейты раки )))
Не следует забывать и про сам игровой процесс: количество действий и их разнообразие в том же Star Craft, не сравнится с контролем одного героя в одной из MOBA. Не хочу сказать, что дотеры, или КСеры не скиловые. Они, конечно, все отличные киберспортсмены, но стратегии близзов требуют реального задротства одиночной игры, где всё зависит только от одного человека.
0
Только авторизованые пользователи могут оставлять комментарии. Логин