Психология победителей мешает побеждать?

 
Недавняя победа CS:GO-состава Natus Vincere на финалах XIII сезона SLTV StarSeries и ESWC Monreal 2015 заставила ликовать многочисленных фанатов команды. И действительно, на первый взгляд, дела команды идут очень хорошо, а результаты за второй квартал 2015 года радуют глаз.
 
Последние результаты команды: 
 
  • ESL One Katowice 2015 — 5–8-е места
  • SLTV StarSeries XII Finals — 5–6-е места
  • ESL Pro League 2015 — 1-е место
  • Gfinity Masters Spring 2015 — 3–4-е места
  • Fragbite Masters Season 4 2015 — 3–4-е места
  • DreamHack Open Summer 2015 — 2-е место
  • SLTV StarSeries XIII Finals — 1-е место
  • ESWC Monreal 2015 — 1-е место
  • Faceit League Stage Two — 3–4-е места
 
Как мы видим, до замены starix’a на flamie ребятам не удавалось показать свою игру, но после этой замены дела пошли намного лучше. Однако, несмотря на заметный прогресс в сравнении с началом 2015 года, как и в сравнении с первыми годами перехода от 1.6 версии к GO, ребята из Na`Vi все равно до сих пор не смогли вернуть себе однозначную доминацию на профессиональной CS-сцене, к которой они приучили нас в 2010–2011 годах. Каждый раз, когда дело доходит до серьезного LAN-турнира, у Зевса и команды не получается выиграть его. Первые места на ESL Pro, StarSeries XIII и ESWC 2015 не полностью удовлетворяют ребят, поскольку на этих соревнованиях отсутствовали те или иные команды, считающиеся фаворитами и топ-соперниками для Natus Vincere. Не хватает лишь той самой однозначной победы на major-ивенте, которая станет фундаментом для постройки обновленного «дома славы» CS:GO-состава Na`Vi. 
 
Чего же не хватает Зевсу и его команде, чтобы вновь взойти на киберспортивный олимп? Что мешает ребятам? Это самые главные вопросы, которые стоят сегодня перед командой. Наверняка они и сами знают ответ. Например, по мнению Дениса Костина, главная причина — это психологический настрой игроков команды.  Однако мнение со стороны никогда не бывает лишним — именно об этом мы поговорим сегодня. 
 

Факторы успеха Na`Vi 

 
Прежде чем ответить на главные вопросы, необходимо рассмотреть те факторы, которые помогают сегодня команде показывать положительные результаты и добиваться серьезных успехов. 
 
Внеигровые факторы
 

1. У команды есть организация.

 

Очень важный момент. Организация (особенно, если это такая организация, как Natus Vincere) — это большое подспорье для любого киберспортсмена. У команды есть тренер, менеджер, спонсоры и, как следствие, всесторонняя помощь, которая позволяет не отвлекаться на мелкие бытовые вопросы, а заниматься непосредственно своей работой и уделять 100 % времени именно ей. Известный пример — поляки из Virtus.Pro. Вспомните, как только TaZ и его компания лишались поддержки организации, их результаты неизменно ухудшались. А вот когда они заключали контракт с хорошей организацией, игра этой пятерки тут же возвращалась на привычный уровень. 

 

2. У команды есть финансовая стабильность.

 

Еще один важный фактор. Фан, удовольствие, позитив, занятие любимым делом — все это хорошо, но не тогда, когда тебе далеко за 25 лет и есть собственная семья. Если молодые ребята готовы играть «на перспективу», то опытные Зевс и Эдвард уже давно прошли этот этап. Их старания и труд должны неизменно поддерживаться весомыми финансовыми аргументами. 

 
Игровые факторы 
 
1. Бешеная стрельба. 
 
Стрельба — это основной элемент геймплея и главная составляющая удачного результата в Counter-Strike. Какой бы ни была ваша тактическая подготовка, если стрельба не на уровне — вы не выиграете никогда. А вот отличная стрельба позволяет быстро войти в мировой топ. JW, Flamie, kennyS, xyp9x, s1mple и множество других молодых звезд современной CS-сцены доказали это.
 
2. Отличная тактическая подготовка.
 
Думаю, вряд ли найдется человек, который будет спорить с тем, что Zeus входит в число лучших капитанов в CS. Даниил Тесленко всегда поражал не только уровнем собственной игры, но и уровнем понимания игры в целом. Он умеет «читать» соперников как никто другой, он умеет подстраиваться под стиль игры противника, он отлично координирует действия команды. Он и психолог, и стратег, и тактик, и фрагер одновременно. В конце концов, абсолютно все яркие победы Na`Vi были завоёваны под неизменным руководством этого капитана, а результат — это неоспоримое доказательство профессионализма предводителя нашей команды. Ну и, конечно же, это заслуга всей команды, которая во многих эпизодах действует организованно и слаженно. 
 
3. Сплав молодости и опыта 
 
Главные козыри GuardiaN’a, seized’a & flamie — это, конечно же, отличная реакция и невероятный эйм. А Zeus & Edward — это не просто очень сильные стрелки, но еще и повидавшие многое ветераны, которые за свою жизнь успели выиграть чемпионаты всех калибров. Сумасшедшая стрельба и азарт более молодых членов команды великолепно дополняются столь же точной стрельбой, мастерством и хладнокровием их более взрослых коллег. 
 
4. Запредельная мотивация и жажда результата 
 
Пожалуй, именно сейчас команда впервые сочетает в себе баланс молодости и опыта. Жажда более молодых членов коллектива зарекомендовать себя на топ-сцене, подпитываемая опытом «старичков» состава, вылилась в настоящую «горящую лавину». Именно молодецкого задора и запредельной мотивации так не хватало опытному, но заметно охладевшему к победам составу Na`Vi, перешедшему от 1.6 версии к CS:GO.
 
Словак и оба россиянина еще не успели познать «вкуса золота» чемпионатов мира, поэтому мотивированы на 300 %. А вот харьковский дуэт хоть и познал этот вкус давным-давно, но уже успел позабыть его. В сумме образовался коллектив единомышленников, нацеленных на достижение наивысшего результата. 
 
Прочитав это, невольно и сам задаешь себе вопрос: «Почему же у этой команды есть абсолютно все, и даже демонстрируются отличные результаты, но былого тотального превосходства над соперниками, как в 2010 году, нет?!»
 

Факторы отсутствия доминации на мировой CS-сцене 

 
Что такое «философия победителя»?
 
Чтобы ответить на главный вопрос, необходимо немного вернуться в прошлое. В конце 2010 года, на пике славы Na`Vi, после их знаменитой победы на всех трех мировых чемпионатах (IEM, ESWC & WCG) многие задались вопросом определения факторов, позволяющих команде побеждать. В попытке докопаться до истины задавались подобные вопросы и самим игрокам. Тогда стало известно, что помимо общей тактической и стрелковой подготовки огромное внимание Даниил уделял воспитанию в себе и в товарищах по команде «психологии победителя». Его философия заключается в том, что команда должна быть сильной не только вместе, но и порознь.
 
Каждый член команды должен быть силен и духом, и телом. Уже тогда Зевс приучал к тому, что мало хорошо стрелять и понимать игру. Нужно воспитывать в себе сильные качества. Занятия спортом помогают построить сильное тело, самоорганизоваться, самодисциплинироваться. А вот сила духа воспитывается в игре. Под силой духа понимается и вера в себя, и вера в команду; это вера в свои силы и вера в возможность достижения требуемого результата. Помните ту самую легендарную кричалку: «Вижу цель — не вижу препятствий!»? Она как нельзя лучше характеризует философию команды, ее психологию победителей. Если привести более простой и доступный пример, то суть в том, что, согласно философии Зевса и всей команды Na`Vi, нужно играть уверенно и не бояться никого. Если ты боишься — ты проиграл. 
 
Если ты уверен — ты выиграл. Если ты боишься выходить на стрельбу в размен — ты проиграл. Если ты вышел и на уверенности разменялся или сделал минус — ты выиграл. Помните, как в те годы дерзко и уверенно играла команда? Помните знаменитые «ломающие» эко-раунды, которые до сих пор играют Na`Vi? Помните знаменитый контроль всей карты по точкам, на который обращали внимание комментаторы и зрители? Все это — психология победителя, воспитываемая внутри команды. 
 
Почему психология победителя мешает побеждать?
 
Судя по той игре, которую сегодня демонстрирует команда, все эти постулаты остались в силе и продолжают культивироваться. Но именно они играют злую шутку с командой. Чтобы философия команды давала свои плоды, необходимо глубоко понимать ее. Это означает, что не нужно бездумно рассчитывать только на свою стрельбу. Нужно быть уверенным в себе и своих силах, но при этом в важные игровые моменты играть не на победу, а на результат. И между этими понятиями очень большая разница. 
 
Игра на победу — это постоянное давление, победа «на уверенности» в каждом микромоменте. Фактически это означает, что нужно не только выиграть игру, но и «сломать» соперника, «агрессировать», уверенно переигрывая его в перестрелках и клатч-раундах. А вот игра на результат подразумевает рациональную стратегию, согласно которой вы можете отдаться в клатч-раунде, но, если вы играете за Т-сторону и бомба взорвалась, то общий результат приемлем. 
 
Слабость нынешнего состава Na`Vi в том, что эта команда играет излишне агрессивно и порой слишком самоуверенно. Та самая психология победителя, помноженная на горячую кровь более молодых игроков и эмоциональность Зевса, толкает команду на обидные детские ошибки, которые и мешают ей выигрывать у всех. Сколько раз Na`Vi проигрывали топ-командам только из-за своих ошибок? Сколько раз они могли выиграть и у Fnatic, и у TSM, если бы грамотно разыгрывали клатчи, если бы играли всегда в размен, если бы не отдавали раунды и игры в руки своих соперников? 
 
Анализ ошибок Na`Vi на конкретных примерах 
 
Для примера возьмем несколько самых свежих моментов игры Na`Vi на Faceit League Stage Two в рамках DreamHack Valencia 2015 и проанализируем их. 
 
UkraineNa`Vi — United StatesCloud9, de_cobblestone 
 
Первый показательный момент ошибок против сильных соперников — игра против Cloud9 на «кобблстоуне». Во второй половине игры у команды ничего не получалось, потому что во многих микромоментах игроки отдавались по одному и не перестреливали соперников. Но после тактической паузы команда начала играть более собранно, играть в размен, что позволило сократить отставание до минимума. И единственный раунд, в котором команда буквально на каплю расслабилась и почувствовала вкус допов, произошел при счете 15:14 в пользу американцев. Даня и ребята знали про слабую экономику, поэтому разделились по точкам и решили играть от стрельбы. В итоге произошло несколько минусов без размена, раунд и игра были отданы. 
 
UkraineNa`Vi — InternationalTeam Kinguin 
В игре против Team Kinguin также были подобные ошибки, но — при всем уважении к команде-противнику — более высокий уровень игроков Na`Vi позволил им пройти дальше. Очень часто в играх против более слабых соперников ребята выигрывают за счет разницы в классе, опыте и стрельбе. Выигрывают тогда, когда этого хватает. И очень часто проигрывают равным себе, потому что в играх против них этого не хватает, а ошибки никуда не деваются из игры в игру. 
 
UkraineNa`Vi — DenmarkTSM, de_mirage 
 
Яркий пример таких ошибок — следующая встреча с командой TSM. Первая карта, de_mirage. При счете 9:1 датчане, играя за Т-сторону, заходят на А-плант. Нави убивают их и остаются 4 против 1. Флейми неорганизованно бежит стреляться с ямой и умирает. Хорошо, что остальные тиммейты не побежали, а просто остались смотреть яму, пока один из них разминировал объект. Раунд взят, но ошибка была допущена. К слову, в отборочных играх на ESL — ESEA буквально 2 июля 2015 года в проигранных двух подряд играх против NIP был подобный раунд на de_train, только в роли Флейми был капитан — Зевс. Даня сделал  минус 2 за CT и на «плюс морали» побежал убивать последнего, но убили его самого. Другие тиммейты также начали стреляться, вместо того чтобы оставить одного обезвредить бомбу и прикрыть его.
 
В итоге шведский игрок сверху расстрелял всю команду и взял клатч 1 в 4 на бомбе B. Но вернемся к игре против TSM. При счете 13:5 Na`Vi, играя за Т-сторону, заходят на бомбу В и ставят ее, занимают грамотные позиции. Бомба пустая, лишь один датчанин стоял в кухне, но не был мобилен, поскольку играл с винтовкой в руках. Flamie зачем-то начинает с ним стреляться, вместо того чтобы последовать примеру тиммейтов, занять позицию и просто перекрестным огнем не дать датчанам зайти. В итоге он умирает, после чего убивают и тиммейтов, а раунд проигрывается.  А при счете 15:6 в пользу Na`Vi происходит вообще невероятное. Оставшись 2 в 2 против красных датчан, GuardiaN, вместо того чтобы поставить бомбу на пустой точке В под прикрытием Зевса, бежит стреляться С БОМБОЙ в руках против двух датчан и погибает там. И хорошо, что Даня смог довести раунд и карту до победы. Хотя и он мог проиграть, если бы датский игрок попал по нему из снайперской винтовки в ходе перестрелки.
 
UkraineNa`Vi — DenmarkTSM, de_train 
 
Но если на первой карте датчане не смогли наказать наших ребят за их ошибки, то на следующих двух они полностью реализовали промахи Na`Vi. При счете 2:1 за Т-сторону Зевс и команда заходят на А-plant. Сделав пару разменов, они продолжают давить точку, потому что знают про экономический раунд соперника, хотя более разумно было бы уйти на точку В, поставить бомбу и спокойно выиграть важнейший раунд. В итоге seized остается красным 1 в 1 против соперника, наконец-то уходит на В, ставит бомбу, но его убивают и раунд отдается. И, что самое обидное, при счете 7:2 происходит ровно такая же ситуация, но Na`Vi, наученные прошлой неудачей, отходят на точку B и выигрывают раунд. Почему они не сыграли так же раньше?! При счете 14:5 Na`Vi играют уже за СТ-сторону. 
 
В результате разменов против 1 датчанина остаются seized и Guardian. Оба игрока знают точную информацию о местоположении датчанина на карте, потому что за секунду до этого он убил Эдварда в спину. Денис чекает на «верх-низе», видит соперника, но, вместо того чтобы стать перекрестным огнем со словаком и убить врага, ну или хотя бы спрятаться или поменять позицию, он начинает стреляться, отдается, затем отдается Ковач и Na`Vi проигрывают важнейший раунд, теряя все шансы вытянуть карту хотя бы на допы. Вполне стандартная ошибка для команды этого состава. Вместо рациональной игры «в размен» и доведения ключевых раундов до нужного результата игроки пытаются демонстрировать психологию победителей, рассчитывают исключительно на стрельбу и проигрывают. Ключевые раунды второй карты были проиграны, и счет по картам становится 1:1. 
 
UkraineNa`Vi — DenmarkTSM, de_dust2 
 
Апогеем проблем команды становится третья карта. Первая ошибка при счете 2:0 в нашу пользу. Ребята после разменов заходят на А-плант и остаются в ситуации 3 в 3 с поставленной бомбой. И, как обычно, вместо того чтобы просто занять позиции и сыграть на размене (у датчан был форс-бай, гранат нет, то есть выбить террористов с точки ОЧЕНЬ сложно), игроки начинают лезть на стрельбу. Кто-то отдается, прыгая на планте и стреляясь с СТ-респом, кто-то отдается, стреляясь на дали, последнего зажимают вдвоем и разменивают.
 
Бомба обезврежена, важнейший раунд слит. При этом сами датчане подобных ошибок не допускают, играют очень ответственно, дисциплинированно и грамотно. При счете 5:3 после серии разменов словак остается один против четверых. Он делает минус 1, убив агрессивного датского игрока около выхода на даль, но остальная команда тут же делает выводы. Двое игроков перекрестным огнем становятся за ящиком и со стороны СТ-респа, контролируя подъем на А-точку, а третий датчанин поджал спину и стал смотреть выход из ворот. В итоге Ковача зажали на дали и убили без шансов.
 
При счете 8:3 происходит ситуация, в которой flamie & Edward остаются вдвоем против датчанина, который на А-планте пытается обезвредить бомбу, дергая нашего игрока. Егор, прочекав, что датчанин пытается дергать его и не минирует бомбу, не уходит назад, а садится и начинает стреляться с врагом, несмотря на то, что Ваня был далеко. Почему не уйти? Почему не сыграть на результат: подождать Эдварда, выйти вдвоем и просто сделать размен? Повезло, что flamie банально перестрелял соперника. Счет 9:4, команда проигрывает, но экономика у датчан слабая, то есть раунд невероятно важный. После захода на точку А вырисовывается ситуация: 4 игрока Na`Vi против 3 игроков ТСМ.
 
Фатальная агрессия от СНГ-команды во всей своей красе. Зевс почему-то в одиночестве занимает агрессивную позицию в дыму на парыче и умирает. Но он молодец, потому что успевает сделать размен. А после этого целая серия ошибок. Seized зачем-то спрыгивает на CT-респ «дожимать» датчан и умирает. Затем flamie, вместо того чтобы отойди на даль к своему тиммейту (который находится в яме) и в 2 ствола «принимать» противников, остается близко к СТ-респу и погибает. А напоследок и Ваня зачем-то начинает стреляться из ямы, получает хэдшот и погибает. Хотя мог спрятаться и дергать соперников.
 
Важнейший раунд в простейшей ситуации проигран. И все это произошло при поставленной бомбе! На важнейшем эко-раунде от датчан при счете 12:5 ребята, вместо того чтобы сыграть пассивно и за счет оружия на дальних расстояниях перестрелять соперника, опять зачем-то расходятся в одиночестве по точкам, умирают по одному без разменов и проигрывают раунд. При счете 13:5 игроки TSM прорвали B-плант, а Na`Vi ушли сейвить девайсы и последние деньги. Но Guardian умудрился в этой важнейшей ситуации просто случайно зарезать seized’a в яме. В итоге поражение на de_dust2, поражение во всем матче и обидные, но уже традиционные для Na`Vi 3–4-е места на турнире, где присутствует весь мировой топ. И самое обидное, что по игре ребята были готовы ничуть не хуже датчан. Они стреляли не хуже, они играли не хуже.
 
Они просто в очередной раз сами подарили победу, как и на предыдущих крупных турнирах. И все чаще возникает вопрос: почему игроки мирового уровня позволяют себе из турнира в турнир допускать подобные ошибки?! Неужели Даня и ребята сами не замечают этого?! А еще обиднее, что те самые Cloud9, которые чудом обыграли нашу команду в группе, при этом, как обычно, за счет ошибок наших же ребят, в итоге выиграли турнир, хотя буквально неделю назад в Монреале Зевс и команда камня на камне от них не оставили. Это ли не показатель, что Na`Vi ничуть не хуже своих соперников, а проблемы кроются внутри команды и ее игры? 
 

Почему философия победителей не работает в нынешних условиях 

 
Возникает вопрос: «Почему психология победителей помогала знаменитому составу в 2010 году, но не работает сегодня? И причем тут вообще психология победителей?» Для ответа на эти вопросы нужно вновь вернуться в прошлое. Все дело в том, что starix, markeloff & ceh9 развивали в себе психологию победителей вместе с Zeus & Edward одновременно, и у каждого из ребят был богатый опыт за плечами. 
 
На момент появления первого состава Na`Vi харьковский дуэт Zeus и Edward прошли огонь, воду и медные трубы на СНГ- и мировой КС-сцене (путь от pro100 и Virtus.Pro до Na`Vi). Сергей «starix» Ищук успел выиграть как многочисленные СНГ-турниры, так и завоевать бронзу на WCG вместе с A-gaming. Егор markeloff блистал в играх за DTS, и именно там за свою игру получил репутацию великолепного снайпера, делая невероятные минусы как на украинской, так и на мировой сцене.  
 
А тогда еще под ником esenin Арсений Триноженко (сегодня уже более известный как ceh9) получил огромный опыт игры во Львове за знаменитую команду TreeezzZ. Совершенно очевидно, что каждый из игроков того состава был, если так можно выразиться, благодатной почвой для взращивания зерна Победителя. А брошено это зерно было, как говорили сами Na`Vi в своих интервью, во время первого триумфального турнира IEM, в том самом знаменитом матче с легендарными датскими mTw, когда после провальной первой стороны (12:3) на de_train в результате была зафиксирована ничья 15:15. 
 
А затем, на фоне этого морального подъема, последовала легендарная победа на IEM. А затем была победа на Arbalet Cup в Киеве, где в первом же матче Edward поставил свои знаменитые минус 5 по fnatic на de_tuscan и получил прозвище Pistol King. А затем последовали победы в Интернете. Все это в сумме позволило команде сделать легендарный хет-трик и установить рекорд «всех времён», выиграв все major-ивенты в 2010 году.  
 
К сожалению, у словацкого и двух российских игроков эта железобетонная уверенность и стальные нервы все еще не появились, а сами они, как было сказано выше, немного менее благодатная почва для зерна Победителя. У них есть реакция, есть бешеные фраги, есть стрельба. Появилось глубокое понимание игры, появился опыт. Но нет той же психологии победителей, несмотря на то, что ее так упорно культивирует в команде Зевс. 
 
Доказательства? А вы отметьте нестабильность всех троих. И сравните их с Ваней и Даней, которые из года в год стабильны и сильны — как индивидуально, так и командно. А в играх с такими командами, как Fnatic и TSM, только стрельбы мало. Иногда нужно играть хладнокровно, уверенно, рационально. Не на эмоциях, а вдумчиво. Не на победу, а на результат. 
 
Отличный пример — Blade. Андрей «капитанит» более 10 лет, до сих пор играет на высочайшем уровне, имеет глубочайшее понимание игры. У него очень хорошая стрельба, но в клатчах 1 на 1 он не полагается только на стрельбу. И не только потому, что понимает, что у молодых игроков, таких же, как flamie или s1mple, стрельба лучше. Он просто использует свой козырь — огромный опыт и понимание ситуаций. В Na`Vi же или Зевс, воспитывая мораль победителей, или молодая кровь самих ребят буквально заставляют их выходить и убивать. А против таких стрелков, как olofmeister, JW, kennyS и т. д. нельзя полагаться на стрельбу. Игроков топ-уровня нужно просто переигрывать в каждом моменте, а любая ошибка будет стоить очень дорого. 
 
Кстати, об уровне стрельбы. В 2010 году буквально каждый игрок Na`Vi был лучшим на своей позиции. Зевс демонстрировал свой блестящий стиль давления и убийств «на уверенности» (кстати, Даня — это идеальный пример правильного понимания философии Победителя). Эдвард был королем пистолеток да и в целом «ставил» невероятные вещи. Марик по праву считался топ-awp мира. Старикс творил чудеса на своих В-плантах да и в целом эймил очень жестко. Все они входили в топ-10 лучших игроков мира, а большинство даже в топ-5. Пожалуй, только Сеня никогда не отличался мега-стрельбой. Но, во-первых, его эйма вполне хватало, чтобы не выпадать из игры на фоне всей команды и спокойно минусовать любого топ-игрока противника. А во-вторых, сильными сторонами Сени всегда были огромная «плюс мораль» для команды и невероятное чувство тайминга, которое позволяло в самый важный и нужный момент зайти в спину и сделать минус 3, например, или выбрать исключительно удачную позицию и отстрелить соперника. 
 
При всем уважении к текущему составу, ребята стреляют очень хорошо и порой дают невероятные вещи, но они уже не имеют того преимущества, которое было раньше. Нужно адекватно понимать, что сейчас они просто входят в топ, а не превосходят соперников по всем параметрам, и это автоматически обязывает играть не бездумно, из расчета «да я сейчас всех убью!», а играть мудро, хитро, взвешенно. 
 
Вот и получается, что парни вроде бы выигрывают какие-то турниры, но тут же проигрывают на других турнирах. А при встрече с другими топ-командами не могут сыграть «на максимум». И вроде бы есть результаты, есть абсолютно все предпосылки побед на мажор-ивентах, но вот той железной уверенности, какая была у всего СНГ-комьюнити и у команды в финале WCG 2010 против mTw на дополнительных раундах третьей игры на de_train, — ее нет. 
 
А все почему? Потому, что психология победителей вырабатывается только постоянными победами! Только целый ряд побед в начале 2010 года позволил той команде добиваться дальнейших успехов в любых условиях!  Вспомните хотя бы выход из группы на ESWC 2010. Ведь при определенных обстоятельствах Na`Vi могли и не выйти, могли не выиграть тот турнир, могли не стать теми любимыми нами игроками, которыми они стали. 
 
А что происходит сейчас? Как можно воспитать в себе психологию победителя, если идет постоянная игра от стрельбы и есть ошибки, которые приводят к поражениям?! А ведь каждое поражение — это червяк, который грызет изнутри, вселяет неуверенность, заставляет сомневаться. И в итоге становится предпосылкой проигрыша.
 
Стрельба изменчива, сегодня она идет, завтра — нет. А вот игра от результата и хладнокровия всегда позволяет выжать максимум, даже если не идет стрельба. И между проигрышами 16:14 и 16:10 тоже есть огромная разница! И если бы парни дожимали до конца, пусть даже и проигрывая в итоге 16:14, уверенности бы прибавилось! И как можно говорить о психологии победителей, если команда на LAN выигрывает у NIP, а онлайн буквально 2 июля проигрывает ей же подряд 2 карты по 16:8 вообще без борьбы и с массой ошибок?!
 
А еще в том самом легендарном 2010 году Na`Vi всегда играли от размена, очень компактно, сочетали в своей игре эйм и отличную тактическую подготовку. Сейчас же почему-то слишком крупная ставка делается на индивидуальный скилл, и это играет злую шутку в играх с равными по уровню топ-командами, особенно если учесть, что моральный дух и психология молодых игроков Na`Vi не всегда позволяют демонстрировать стабильные результаты. Старые Na`Vi всегда умели вовремя остановиться, в нужные моменты сыграть более сэйвово. Новые Na`Vi слишком топорны, не гибки. И именно этого отсутствия «тормозов», именно этого отсутствия сэйвовой игры так не хватает сегодня для долгожданной победы. 
 

Что сделать, чтобы вернуть доминацию на мировой сцене 

 
Конечно, внутри команды делать выводы всегда намного легче. И наверняка они будут сделаны и будут более верными. И, наверное, не нужно советовать таким мэтрам, как Na`Vi, что же именно нужно поменять в своей игре. Но иногда важен взгляд со стороны, а чужое, пусть даже неверное, мнение будет содержать в себе зернышко истины. 
 
Итак, что же предпринять, чтобы вернуть доминацию на мировой CS-сцене? 
 
1. Перестать слишком сильно полагаться на индивидуальный скилл
 
Абсолютно вся команда должна понять, что стрельба — это важный фактор, но на одной стрельбе далеко не уедешь. 
 
2. Вернуть компактную игру, игру на размене
 
Очень яркий пример — вторая половина игры за Т-сторону против Cloud9 на cobblestone. Вот так и должна играть команда! Четкие выходы, четкие тайминги, отличная стрельба, постоянные размеры — и победа будет в кармане! 
 
3. Приучить игроков всегда играть на результат, найти баланс между агрессией и расчётливостью
 
Во всех клатч-раундах нужно помнить, что главное — это результат. Если будет это понимание, ребята будут не выходить на стрельбу в ситуациях 3 в 3 или 2 в 2, а занимать позиции на перекрестный огонь и спокойно брать раунды. Если будет это понимание, то в ситуациях 1 на 1 ребята будут занимать позицию, слушать топот соперника и по информации спокойно убивать его в спину или в бок, а не топорно выбегать на стрельбу и пытаться убить в лицо. И так далее. 
 
4. Не терять уверенности в себе
 
Как ярый болельщик команды я хочу сказать: «Ребята, у вас есть абсолютно все, чтобы побеждать! Вы ничем не хуже TSM, Fnatic, Vritus.Pro и любой другой команды! Просто не дарите им победу, а забирайте ее себе! Вы уже давно ее заслужили! И август — идеальный месяц для того, чтобы сделать наконец-то верные выводы и забрать major-турнир!»
 
Автор статьи — Несвит Богдан.
АвторEric Tstli Дата 4 Август 2015, 15:04 Просмотров3586 Комментарии5
Комментарии (5)
User Deleted
#1 4 Август 2015, 21:36
Артстайла туда - изи будут расскатывтаь, он же суприм.
+3
OlegpatroN
Gold 0 DisRespect 19
Counter-Strike 1.6
#2 ua OlegpatroN 5 Август 2015, 07:45
Мудрый человек писал эту статью!
+1
externum
Gold 17 Respect 53
#3 by externum 9 Август 2015, 08:50
красивая статья и разумное ассуждение
0
FlyMan
Gold 12 Respect 49
Counter-Strike 1.6
#4 md FlyMan 9 Август 2015, 14:20
Отличная статья, правда жалко, что началось с положительных сторон, а затем немного отрицательного.
0
Teddysss
Gold 24 Respect 89
#5 ua Teddysss 9 Август 2015, 23:01
Многие вещи из статьи покажутся опытному болельщику слишком очевидными (Про игроков вообще молчу)

И с одной стороны мы все знаем, но часто забываем об этом или игнорируем в повседневной жизни и мнение со стороны (особенно грамотное, с адекватно изложенными мыслями) очень важно ! И если игроки потратят 5-10 минут на это прекрасное чтиво, извлекут большую пользу.

P.S. Верю в команду! Действительно продуктивный буткемп! Удачи все в ваших руках.
0
Только авторизованые пользователи могут оставлять комментарии. Логин